Кризис мирового автопрома

General Motors, Ford, Chrysler и Volkswagen просят финансовой поддержки у государства и распродают брэнды, а Daimler покупает Камаз.

Палата представителей конгресса США одобрила выделение американским автопроизводителям кредита на сумму 14 млрд долл. Теперь документ должен получить одобрение в сенате. Конечно, есть опасения, что сенаторы могут заблокировать его: часть сенаторов (в основном это республиканцы) критически настроены в отношении автопроизводителей. Между тем, по мнению экспертов, документ все же получит “зеленый свет”, так как американский автопром создает около 10% рабочих мест в США.

Более того, по словам некоторых аналитиков, крах “детройтской тройки” может спровоцировать очередной виток мирового кризиса, поскольку General Motors Corp, Ford Motor Co и Chrysler LLC очень активно пользовались сложными финансовыми инструментами. К тому же, при самом пессимистичном сценарии развития событий спровоцируется “эффект домино” и повлечет за собой банкротство других автопроизводителей и поставщиков автомобильных запчастей.

Напомним, что на данный момент в госпомощи нуждаются сразу три крупнейших автомобильных производителя Америки – General Motors, Ford и Chrysler. Ford запросил 9 млрд долл., а General Motors необходимы для продолжения деятельности 12 млрд долл.

К тому же Ford ведет переговоры о продаже принадлежащего ему шведского автопроизводителя Volvo Cars своему партнеру в КНР, компании Changan Automobile Group. Решение о продаже “шведов” Ford принял в связи со спадом общемирового автомобильного рынка.

Немецкий автомобилестроительный концерн Volkswagen обратился с просьбой предоставить ему государственные гарантии, которые должны обеспечить рефинансирование автокредитов. Volkswagen Group является одним из крупнейших мировых автопроизводителей и выпускает автомобили под брендами Volkswagen, Audi, Seat, Skoda. Прибыль немецкого автоконцерна за 9 месяцев 2008г. выросла на 11,2% – до 5,26 млрд евро.

На фоне таких серьзных проблем на американском и европейском авторынках немецкий автомобильный концерн Daimler AG подал в антимонопольное ведомство Германии заявку на покупку доли в российском производителе грузовиков ОАО “КАМАЗ”. 20 ноября 2008г. представители “Ростехнологий” сообщили, что Daimler готов приобрести 10% акций КАМАЗа, а не 42%, как ранее планировалось. Немецкий концерн также не устраивает и цена в 2 млрд долл., которую стороны обсуждали до кризиса, и поэтому Daimler намерен сократить размер пакета.

Daimler AG владеет брендами Maybach, Mercedes-Benz, Freightliner, Sterling, Western Star и Setra. Чистая прибыль немецкого автомобильного концерна (бывший DaimlerChrysler AG) за 9 месяцев 2008г. выросла на 28% – до 2,94 млрд евро.

В единый комплекс ОАО “КАМАЗ” входят 110 предприятий, включая совместные предприятия в странах СНГ и зарубежные сборочные производства. КАМАЗ в 2008г. планирует увеличить продажи грузовых автомобилей на 18% – до 62,2 тыс.

Источник RBC.